Опора экономики: как отстроить украинскую промышленность после войны и сколько времени на это нужно

Опора экономики: как отстроить украинскую промышленность после войны и сколько времени на это нужно

Опора экономики: как отстроить украинскую промышленность после войны и сколько времени на это нужно

Украина потеряла до 50% экономики и восстановится до довоенного уровня за 5 лет. Однако для этого необходим ряд решений, в том числе международных институтов, и доступ к финансированию.

Об этом говорится в колонке Главы Комитета промышленной экологии и устойчивого развития EBA, директора GMK Center Станислава Зинченко.

Война повлекла несколько последствий для промышленного сектора Украины, указывает эксперт: поврежден ряд предприятий («Азовсталь», ММК им. Ильича, «Северодонецкий Азот», Авдеевский коксохимический завод, «Энергомашспецсталь» и другие), возникли сбои в цепях снабжения, потребление. Украина потеряла до 50% экономики и восстановится до довоенного уровня за 5 лет. А фактически страна потеряла десятилетие.

«Более того: в Украине уже не приходится говорить о климатических целях на 2030 год. Планы снижения выбросов провалились, если говорить об углеродной емкости. Поэтому нам нужен пересмотр целей NDC-2 (национально определенный вклад в соответствии с Парижским соглашением). Также Украина ожидает поддержку со стороны наших партнеров, прежде всего ЕС, для финансирования программ восстановления промышленности после войны, доступа к фондам финансирования «зеленого» перехода для украинских компаний, поскольку местная экономика очень пострадала от войны», – подчеркивает Зинченко.

Поддержка мирового сообщества в реализации программ восстановления позволит применить лучшие практики по снижению выбросов в промышленности, в частности некоторые критически важные технологии, такие как циркулярные решения, или рост использования возобновляемых источников энергии, указывает эксперт.

«Но, даже восстанавливая с помощью мирового сообщества разрушенные предприятия, мы все равно не сможем построить «зеленую» промышленность – технология пока не готова. Современные технологии позволяют сократить выбросы всего на 25%. Если же мы строим на месте «Азовстали» новый металлургический завод, мы должны понимать, что через 20 лет его придется строить заново. Он не завершит свой жизненный цикл и может не обеспечить возврат инвестиций», – подчеркивает эксперт.

Кроме того, разрушенную украинскую промышленность может окончательно уничтожить «углеродный налог» CBAM, условия которого становятся все более жесткими, убежден Зинченко. Поэтому мир должен ввести более мягкую климатическую политику в Украину, которая будет оправляться от потрясения.

«Украине нужны особые условия. Очевидно, что украинские заводы не смогут достичь существенных успехов в снижении углеродоемкости до 2023 года, когда запустится CBAM. Сейчас ЕС не ограничивает 100% нашего экспорта, поэтому важность этого вопроса возросла. Украине нужен доступ к европейским инструментам. В то же время, Украине нужен особый подход для выполнения требований по снижению выбросов. То есть климатическая политика Украины должна быть максимально мягкой и стимулирующей», – резюмировал эксперт.

Как известно, в мае Комитет по окружающей среде, здравоохранению и безопасности пищевых продуктов в ЕС (ENVI) финализировал свое видение дизайна СВАМ и уже 6 июня документ будет вынесен на голосование Европарламента.

Его условия ужесточились: так, если нормы проекта будут распространяться на Украину, то украинские экспортеры в ЕС будут ежегодно платить более 1 млрд евро налога на углерод.

Добавить комментарий