Безопасная школа: возможно ли офлайн-обучение в условиях войны
Чем ближе 1 сентября, тем более частый и горячий спор: онлайн или офлайн? В соцсетях можно прочитать типичные аргументы «за» и «против». Кто-то пишет: «То есть, когда коронавирус, то сидите дома! А как война — быстро к учебе?», у других аргумент: «Если бахнет, а ребенок дома сам? Последствия баха как-нибудь уменьшатся?». Родителям не позавидуешь, просчитать все риски просто невозможно.
Готовность к очной учебе
После всех зверств, которые совершают в Украине россияне, нет сомнений, что оккупанты готовы на все, чтобы запугать население. История уничтожения мариупольского драмтеатра, перед которым только слепой не увидел бы надпись «ДЕТИ» – лучшая иллюстрация отношения оккупантов к маленьким украинцам. Более того, отчитываясь об обстрелах «исключительно объектов военной инфраструктуры», россияне уже повредили в Украине своими ракетами около 2 тысяч учебных заведений, 182 из них полностью разрушили.
Однако пока родители колеблются, чиновники осторожно готовятся к началу учебного года. В МОН отмечают, что очное обучение будут внедряться только при согласии с областными и Киевской военными администрациями.
По словам министра образования и науки Сергея Шкарлета, в условиях военного положения очную форму обучения в учебных заведениях восстановят только при наличии бомбоубежищ. У тех образовательных учреждений, которые вернутся к обучению офлайн, будут иметь «паспорт безопасности». Родителей и детей проинформируют о деталях организации процесса обучения в таких условиях.
«Если в укрытии не хватает места на всех участников образовательного процесса, есть рекомендация по разделению образовательного процесса на несколько изменений… Есть рекомендация и по формированию смешанного обучения, когда некоторые дисциплины будут преподаваться онлайн, а некоторые – офлайн», — сказал он в одном из эфиров марафона Единые новости.
А при необходимости, кроме очной формы обучения, в Украине могут внедрять также смешанную или дистанционную.
В разных регионах страны разрабатывают свои подходы к организации образовательного процесса в условиях войны.
Качественные укрытия как гарантия офлайн-обучения
Например, Киев «угрожает» начать офлайн-обучение в коммунальных учебных заведениях. Киевсовет даже поручил КГГА и РГА заняться вопросом подготовки соответствующих хранилищ и укрытий.
В КГГА сообщают, что укрытие в школах и садах руководство учебных заведений и районов должно до сентября дооборудовать аварийным выходом, вентиляцией, туалетом, обеспечить соответствующее количество мест, запасы воды и пищи.
«Самый главный критерий — это наличие оборудованного укрытия или легкого укрытия. Если это легкое укрытие, то руководство школы и района должно до сентября дооборудовать его аварийным выходом, вентиляцией, туалетом, обеспечить соответствующее количество мест, запасы воды и пищи. К сожалению, не все школы и детские сады имеют легкие укрытия. Поэтому решение об открытии будет приниматься по Акту о готовности учебного года», – говорится в сообщении Киевгорадминистрации.
Однако отдельные депутаты Киевсовета и эксперты по архитектуре не слишком одобрительно воспринимают такие решения. В частности, обращают внимание, что действующие Государственные строительные нормы не рассчитаны на защиту населения от бомбардировок: в большинстве существующих укрытий, расположенных в подвальных помещениях, невозможно создать дополнительные входы/выходы. Поэтому в случае опасности такие «бомбоубежища» запросто превратятся в «братские могилы».
«Мы очень хотим, чтобы все наши дети пошли в школу офлайн. Для этого должны подготовить школы. Хотим, чтобы каждая наша школа была местом безопасности», — рассказал председатель Черниговской ОВ Вячеслав Чаус.
Однако, по его словам, в сентябре откроются только те заведения, которые будут безопасными: «Для этого нужно поработать над созданием укрытий либо в самих заведениях, либо в непосредственной близости, при этом укрытия должны обеспечивать, при необходимости, всех участников учебного процесса, это во-первых, во-вторых, каждое учебное заведение должно быть обследовано ГСЧС и не только на соответствие противопожарным нормам, на наличие взрывоопасных предметов. или кому-нибудь понадобится помощь. Только в таком случае учебные заведения будут открыты».
Очная школа только для первоклассников
Во львовских школах, по соображениям безопасности, обучение будет проходить в сочетанном формате: учащиеся младших классов будут учиться очно, а учащиеся старших классов – по смешанной форме.
«1-5 классы будут учиться очно, 6-10 классы – очно и возможен один день в неделю дистанционно, 11 классы – сочетание очной и дистанционной формы обучения, в зависимости от семестра. Окончательное решение о форме обучения будет принимать директор школы», — объясняет руководитель. местного департамента гуманитарной политики Евгений Бойко.
По его словам, в течение июня специалисты проверили школьные укрытия.
«84% львовских школ имеют свои укрытия, остальным нужно заключить договоры с учреждениями поблизости, которые имеют такие укрытия. Сейчас педагоги учатся в медицинской помощи и как действовать в чрезвычайных ситуациях», — добавляет чиновник.
Сейчас в 80 школах Львова еще проживают переселенцы, поэтому сейчас для них ищут другие помещения.
Похожая ситуация в Одессе. Как рассказал руководитель Департамента образования и науки Одесской ОВА Александр Лончак, ключевым в подготовке к новому учебному году в условиях военного положения является создание максимально безопасных условий для участников образовательного процесса. По его словам, во время проверки учебных заведений на наличие бомбоубежищ, по состоянию на конец июня оказалось, что только 91 из них имеют укрытия, другие снабжены простыми укрытиями (подвалами), или имеют укрытия, расположенные в непосредственной близости от школ.
«Отсутствуют защитные сооружения в 20% учебных заведений», — уточнил Лончак.
Если мощности защитного сооружения недостаточно, чтобы вместить всех детей, рассматривается возможность смешанной формы обучения – очного и онлайн. Очного – для учащихся начальной школы, смешанного – для 5-11 классов. Рассматривается возможность обучения в две смены, централизованный подвоз учащихся.
«Нам должны помогать родители, это очень большая ежедневная работа! Наша задача — сделать все возможное, чтобы дети обнимали друг друга утром, радовались солнцу, забывали о страшных реалиях. И мы должны сделать все, чтобы невозможно сделать реальностью», — считает специалист. по образовательному процессу Валентина Жученко.
Педагоги утверждают, что проходят специальную подготовку и детям будет безопаснее в отремонтированных укрытиях, чем в домах с родителями или самим.
Родительские страхи не безосновательны
Однако у родителей перспектива очной формы обучения в военное время вызывает неоднозначную реакцию. Да, одесситка Светлана Кирющенко относится к перспективам очного обучения очень негативно: «Безопасность детей, их жизнь и здоровье – самое главное! Как мама двоих детей считаю, что обучение в наших реалиях, в Одессе, нужно проводить только онлайн! К сожалению, школа может стать целью для этих изуверов».
Аналогично выразилась еще одна местная жительница Виктория Негруца: «Уйдут дети в школу, вы хоть представляете что начнется? Российские военные будут бомбить школы! Учитель один, детей много, как они ту начальную школу соберут в кучу за считанные секунды и в укрытие будут бежать!? Страшно представить, сколько может быть жертв!
Мама школьницы-шестиклассницы одной из киевских школ Ольга рассказывает, что в их школе планируют очное обучение с сентября. «Насколько я знаю, школа имеет бомбоубежище, потому что это старое здание. Однако совершенно непонятно, как в нем, даже если его до 1 сентября обустроят согласно требованиям ГСЧС, смогут учиться несколько классов одновременно. Представьте себе, тревога, дети спускаются в укрытие, и одни должны прислушаться к уроку истории, а другой класс сейчас имеет математику…», — делится своими переживаниями женщина.
А пока местные власти по всей стране проводят аудит готовности укрытий в учебных заведениях, родителям стоит приобщиться к проверкам. Особенно если в планах – отдавать ребенка в школу.
«Должны прямо сейчас прийти в учебное заведение, посмотреть на то укрытие, узнать: как оно обустроено, есть ли план действий на случай воздушной тревоги? Времени осталось очень не много. Родителям не нужно быть в стороне», — говорит соучредитель движения «Родители SOS» Елена Парфенова.
Однако она не советует самостоятельно приступать к обустройству хранилищ: «Если учебное заведение попросит родителей написать коллективное обращение, прийти ли на сессию горсовета — хорошо. Но я не советую заниматься обустройством хранилищ собственноручно. Я уже вижу, что родители роют, красят. И, например , во Львове собирали деньги на укрытие, в котором есть окна. Думайте о том, что это сложное помещение. Последствия ошибок при обустройстве могут быть хуже обстрела».
В любом случае безопасность детей – ответственность родителей. И если родители сомневаются или не желают отдавать ребенка на обучение офлайн, то в Украине можно выбрать другую форму – дистанционную, экстернат или индивидуальный график.