Цены на нефть подскочили почти на 5%, а цены на акции упали после того, как президент России Владимир Путин в понедельник вечером признал независимость удерживаемых повстанцами регионов Украины, вызвав опасения, что полномасштабное вторжение уже близко.
Россия является крупным производителем энергоносителей, и напряженность вокруг Украины привела к резким колебаниям волатильных цен на энергоносители, помимо неизбежных рисков более масштабного конфликта.
Недавно цены на нефть уже подскочили до самого высокого уровня с 2014 года. Цена на нефть марки Brent, являющейся стандартом для международной нефти, выросла примерно на $4,50, или почти на 5%, достигнув отметки около $98 (€86) за баррель.
США и Европейский союз осудили Россию и приготовились ввести ответные санкции. Во вторник Германия приостановила процесс утверждения проекта газопровода «Северный поток 2», по которому российский природный газ пойдет в Европу. Западные державы опасаются, что Россия может использовать стычки в восточных регионах Украины в качестве предлога для нападения на демократическую страну, которая не поддается попыткам Москвы вернуть ее в свою орбиту.
Во вторник днем бывший президент России Дмитрий Медведев написал в Твиттере, что после решения Германии цены на газ для европейцев резко вырастут.
Европейские лидеры быстро переосмысливают безопасность энергоснабжения
Рост цен на энергоносители и опасения российского вторжения в Украину заставляют европейских лидеров задуматься об энергетической безопасности, в частности, об их многолетней зависимости от Москвы в поставках природного газа.
Кризис показывает уязвимость Европы после нескольких лет ограниченного прогресса в завершении создания «энергетического союза» — концепции 2015 года, которая позволит поставлять доступный газ и электроэнергию через границы, диверсифицируя поставщиков и достигая климатических целей.
В то время как возобновляемые источники энергии, такие как солнце и ветер, постепенно наращиваются, а уголь и другие виды ископаемого топлива постепенно сокращаются, Европе все еще нужен природный газ, и в его получении она зависит от России.
Это стало очевидным, когда поставки газа в Европу сократились, а цены взлетели отчасти потому, что Россия продала меньше газа, чем обычно, что привело к росту расходов домохозяйств и предприятий.
Поскольку запасы газа невелики, а война может прервать трубопроводные поставки из России, ЕС сосредоточился на получении сжиженного природного газа, или СПГ, на кораблях из США, Катара, Алжира и других стран, пока возобновляемые источники энергии не догонят Россию. Защитники окружающей среды опасаются, что если сделать это даже краткосрочным приоритетом, это может отбросить назад цели Европы по отказу от ископаемых видов топлива.