В попытке навязать Украине и мировому сообществу собственную трактовку содержания и последовательности выполнения Минских договоренностей Россия потерпела политическое поражение.
Об этом заявил спикер украинской делегации в Трехсторонней контактной группе Алексей Арестович.
Он акцентировал на том, что Минские договоренности не являются международно-правовым документом, обязательным к исполнению.
«Это добровольное соглашение сторон… Минские соглашения не являются обязательными. Российская Федерация прямо врет мировому сообществу, последовательно делая вброс в информационное пространство (в том числе и в наше) то, что якобы «Минск-2″ является обязательным к выполнению решением Совета безопасности ООН. Это прямая ложь, которую дезавуировали неоднократно, в том числе и в Совете безопасности ООН», — рассказал спикер украинской делегации в ТКГ.
Арестович напомнил, что в феврале Совет безопасности ООН провел заседание, посвященное 6-летию с момента подписания Комплекса мер по выполнению Минских договоренностей.
«В феврале Леонид Макарович (Кравчук — ред.) участвовал (в заседании Совета безопасности ООН — ред.) в режиме видеоконференции, а я рядом был. И российскому представителю четко процитировали английский вариант с переводом, где сказано «приветствует и одобряет» (Минские договоренности — ред.). Но формулировка «приветствует и одобряет» не делает обязательственными эти соглашения», — пояснил он.
Главным признаком того, что Минские договоренности не являются обязательственными — это отсутствие ответственности за их невыполнение.
«Если бы были санкции за их невыполнение, то Российская Федерация давно была бы под еще большим пакетом санкций, чем она находится», — подчеркнул спикер украинской делегации в ТКГ.
Арестович добавил, что главная проблема Минских договоренностей заключается в том, что они выписаны «размыто». Это позволило России трактовать договоренности по-своему.
«Российская Федерация последовательно 7 лет навязывала нам свой вариант. Мы предлагали свой вариант, и предлагали варианты сближения. Они на это не шли. В мире поняли, что главный противник Минских соглашений, главный фигурант, который срывает их выполнение, — это Российская Федерация», — сказал он.
Кроме того, 2 сентября появилась информация, что Россия отказывается продолжать миссию ОБСЕ на российско-украинской границе.
«С 30 сентября там, по идее, теперь не должно быть представителей ОБСЕ, которые следят (на российских пунктах пропуска «Гуково» и «Донецк» — ред.) за перемещением российских войск. Для чего это делается? Это же прямой выход из Минских соглашений. Прямее некуда», — акцентировал Арестович.
Он подчеркнул, что в попытках навязать мировому сообществу собственную трактовку Минских договоренностей Россия потерпела поражение.
«Не помогла ни кровь мирных жителей и военных, которую они пытаются проливать, ни беспрецедентное давление на Украину, ни интриги против Франции и Германии, ни попытки давить на ОБСЕ, ни попытки использовать пророссийское лобби вокруг президента Байдена — ничего из этого не помогло. Полный провал российской политики. А если добавить к этому Крымскую платформу, то я вам могу сказать, что этот раунд — вообще за нами», — заявил спикер украинской делегации в ТКГ.
Он напомнил слова министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, который весной в одном из интервью заявил: «Мы никогда не позволим Зеленскому и Украине сняться с крючка Минских соглашений».
«Так вот, новость для Лаврова заключается в том, что крючка Минских соглашений больше не существует. Ни Минских соглашений, а именно крючка Минских соглашений, то есть российского варианта их толкования, который они пытались навязать нам и мировому сообществу», — прокомментировал Арестович.
Спикер добавил, что однако «Минские соглашения никуда не делись», официально стороны не объявляли о выходе из них.
«Но де-факто все всё прекрасно понимают. Президент Украины привез в Соединенные Штаты несколько вариантов решения вопроса — создание новой системы давления на Российскую Федерацию с целью ее принуждения к выполнению международных обязательств, и эти варианты предусматривают участие Соединенных Штатов», — рассказал он.
Однако детали этих предложений Арестович не озвучил.
«Подробнее не могу (сообщить — ред.), потому что это еще не является принятым решением. Продолжаются консультации. Когда это будет принято, об этом узнает весь мир», — подытожил он.