Северная Корея в воскресенье запустила, как оказалось, самую мощную ракету, которую она испытывала за последние пять лет, возможно, нарушив самоограничение, поскольку она пытается добиться уступок от Вашингтона и соседей на фоне затянувшегося тупика в дипломатии.
Воскресное испытание стало седьмым запуском оружия Севера в этом месяце. Необычайно быстрый темп испытаний указывает на намерение Северной Кореи оказать давление на администрацию Байдена в отношении давно зашедших в тупик ядерных переговоров.
Между тем, трудности, связанные с пандемией, еще больше потрясли экономику Северной Кореи, разрушенную десятилетиями бесхозяйственности и непосильными санкциями под руководством США из-за программы ядерного оружия.
Японские и южнокорейские военные заявили, что ракета была запущена по наклонной траектории, очевидно, чтобы избежать территориальных пространств соседей, и достигла максимальной высоты в 2000 километров, пролетев 800 километров до падения в море.
Детали полета свидетельствуют о том, что Север испытал свою самую дальнобойную баллистическую ракету с 2017 года, когда он дважды пролетел над Японией с баллистическими ракетами промежуточной дальности и отдельно провел летные испытания трех баллистических ракет межконтинентальной дальности, продемонстрировав потенциал, способный достичь американской родины.
Президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин созвал экстренное заседание Совета национальной безопасности. Он описал испытание как возможный «запуск баллистической ракеты средней дальности», который поставил Северную Корею на грань нарушения запрета на испытания ядерных устройств и баллистических ракет большой дальности, объявленного в 2018 году.
Министр обороны Японии Нобуо Киси сказал журналистам, что было ясно, что ракета была самым дальнобойным оружием, которое Север испытывал с момента запуска МБР Hwasong-15 в ноябре 2017 года.
Запуск произошел после того, как 20 января лидер Северной Кореи Ким Чен Ын провел заседание правящей партии, на котором старшие члены партии завуалированно угрожали отменить мораторий, ссылаясь на то, что они воспринимают как враждебность и угрозы США.
В апреле 2018 года Ким заявил, что Северу больше не нужны «никакие ядерные испытания и испытательные пуски баллистических ракет промежуточного и межконтинентального радиуса действия», поскольку он продолжал дипломатию с тогдашним президентом США Дональдом Трампом в попытке использовать свое ядерное оружие для получения столь необходимых экономических выгод.
В своих самых содержательных за последние годы комментариях в адрес Севера Мун сказал, что ситуация на Корейском полуострове начинает напоминать 2017 год, когда провокационный запуск Северной Кореей ядерных испытаний и испытаний ракет дальнего радиуса действия привел к словесному обмену военными угрозами между Кимом и Трампом.
Мун назвал последние испытания Севера нарушением резолюций Совета Безопасности ООН и «вызовом усилиям международного сообщества по денуклеаризации Корейского полуострова, стабилизации мира и поиску дипломатического решения» ядерного противостояния.
Согласно заявлению его офиса, Север «должен прекратить свои действия, создающие напряженность и давление, и ответить на диалог, предложенный международным сообществом, включая Южную Корею и США», — сказал Мун.
Мун, который амбициозно настаивал на межкорейском взаимодействии, провел три саммита с Кимом в 2018 году, а также лоббировал организацию первого саммита Кима с Трампом в 2018 году, на котором они озвучили туманные цели по созданию безъядерного Корейского полуострова, не описав, когда и как это произойдет.