Украина повторно обратилась в Иран по делу об уничтожении самолета МАУ — Венедиктова
Офис генерального прокурора снова обратился к Ирану относительно ознакомления с материалами дела об уничтожении украинского самолета под Тегераном.
Об этом генеральный прокурор Ирина Венедиктова сообщила в Фейсбуке.
По ее словам, «через 2,5 месяца — вторая годовщина уничтожения украинского самолета под Тегераном, где погибло 176 человек. Двое из них — супруга и 9-летняя дочь канадца иранского происхождения Хамеда Эсмаилиона — президента Ассоциации семей жертв рейса PS752. Вместе с помощником посла Канады в Украине Мавурнин Муни он побывал с визитом в Офисе генпрокурора».
Венедиктова сообщила, что выразила соболезнования потери Канады, которая является второй страной по количеству погибших граждан после иранцев, «и господину Хамеду, который объединил семьи пострадавших в скорби и борьбе за справедливость, которая является и нашей целью».
Украина проводит досудебное расследование «в условиях экстерриториальности, без доступа к обломкам самолета, ключевым свидетелям и подозреваемым. Жаль, что пострадавшие страны отказались от создания совместной следственной группы, что облегчило бы и ускорило бы досудебное расследование. Впрочем, Канада является нашим крупнейшим партнером в этом деле и всячески способствует установлению истины», — отметила генпрокурор.
Как подчеркнула Венедиктова, «одним из инструментов, который мы активно реализуем в ходе следствия, — запросы о международной правовой помощи, которых в целом мы отправили 24. В то же время сроки их выполнения в условиях мировой пандемии слишком длительные. Иранская же сторона так и не предоставила полных ответов на украинские запросы о международной правовой помощи, а последний из них вообще оставила без реагирования».
В Иране, заявила генпрокурор, «своя квалификация события и свое дело, к материалам которого мы не имеем доступа. В этом году Иран заявил о передаче своего дела в отношении 10 подозреваемых в суд, однако сведения о них тщательно скрываются. В украино-иранских переговорах мы слышали предложения от иранской стороны о возможных формах сотрудничества, которые так и остались обещаниями».
Как напомнила Венедиктова, по результатам третьего раунда переговоров, которые состоялись в начале июня 2021 года в Киеве, украинская сторона согласилась на предложение иранской ознакомиться с материалами уголовного дела в судебных органах Ирана и на возможность украинским представителям присутствовать во время судебного процесса в Иране без права голоса.
Сразу же после переговоров Офис генпрокурора направил письмо о согласовании в рабочем порядке всех процедур, но через 4 месяца никакого ответа от компетентных органов Ирана так и не получено, подчеркнула она.
«Анонсирование иранской стороной направления дела в суд, по результатам закрытого для пострадавших стран следствия, и непредоставление доступа к материалам украинским прокурорам, свидетельствует о нарушении международных обязательств», — убеждена Венедиктова.
Она сообщила, что Офис генпрокурора в октябре снова обратился в компетентные органы Исламской Республики Иран, чтобы получить ответы и решить вопрос относительно ознакомления украинских прокуроров с материалами иранского дела.
В конце нашей встречи президент Ассоциации семей жертв рейса PS752 Хамед Эсмаилион сказал, что 22 месяца без родных — это месяцы боли и страданий, слез и надежды на справедливость. И мы вместе должны сделать все, чтобы обеспечить правосудие в этом деле», — добавила генпрокурор .