Три человека предстали перед судом за смертоносный теракт во французской церкви в 2016 году
Три человека предстали перед судом в Париже за убийство в 2016 году отца Жака Хамеля, ответственность за которое взяла на себя так называемая группировка «Исламское государство».
Священник был убит 26 июля 2016 года двумя молодыми джихадистами в своей церкви в Сент-Этьен-дю-Рувре, к югу от Руана. Адель Кермиш и Абдель-Малик Петижан были убиты полицией, когда они покидали маленькую церковь.
Трое мужчин, сидевших в понедельник в ложе специального суда в Париже — Жан-Филипп Жан Луи, Фарид Хелиль и Ясин Себаихия — входят в окружение нападавших.
Они обвиняются в «преступном сговоре террористов», подозреваются в том, что знали об их планах, разделяли их идеологию или пытались выехать в Сирию.
Четвертого обвиняемого, Рашида Кассима, будут судить в его отсутствие. Этот французский пропагандист группировки «Исламское государство», вероятно, погиб в Ираке в 2017 году, но ему было предъявлено обвинение в соучастии в убийстве священника и покушении на убийство прихожанина. Его подозревают в том, что он «сознательно поощрял и облегчал действия» двух джихадистов.
Никогда не исповедовал ислам
Первым на вопросы суда ответил 36-летний Фарид Хелил, который заявил, что у него «много проблем» с фактами, в которых его обвиняют и которые он «оспаривает».
Перед судом он с улыбкой вспоминал свой путь, далекий от радикального ислама, со своими «многочисленными подружками», употреблением марихуаны («я был в абстиненции 24 года») или поездками в Нидерланды и Германию «ради борделей».
Длинные волосы, завязанные в хвост, маленькие очки и серый джемпер, Хелиль также описал себя в детстве и рассказал о «недостатке привязанности» после развода родителей. Он рассказал о своем образовании «во французском стиле», которое ему дала дочь Харкиса, и о «несправедливости», которую он почувствовал после увольнения по сокращению штатов в 2015 году.
Некоторое время он ходил в мечеть, чтобы воссоединиться с отцом, затем часто посещал своего двоюродного брата Абдель-Малика Петитжана, который познакомил его с молитвой и показывал ему пропагандистские видеоролики, чтобы «обратить его внимание» на бедственное положение сирийцев, но обвиняемый утверждал, что «никогда не имел» никаких религиозных обязательств и «никогда ничего не практиковал».
После него 27-летний Яссин Себайхия рассказал, как он обратился к религии в 2016 году.
Не получив диплом инженера-электрика, будучи безработным и находясь в разрыве со своей девушкой, он почувствовал, что на него «наложено заклятие», и искал информацию на эту тему через «видео в интернете».
Кудрявый молодой человек сказал, что, возможно, он «наивен», но у него «никогда не было друзей, совершивших преступления».
Его преследуют за то, что он ненадолго присоединился к двум джихадистам в Сент-Этьен-дю-Рувре 24 июля, а на следующий день уехал. Он всегда утверждал, что не знал об их планах насильственных действий.
Третий обвиняемый, Жан-Филипп Жан Луи, должен быть заслушан судом во вторник.
Справедливость восторжествует
Все трое находятся под стражей уже пять лет, и им грозит тридцать лет лишения свободы.
Еще до начала слушаний гражданские стороны выразили желание «разобраться».
Ги Копоне, прихожанин, был тяжело ранен двумя джихадистами и желает, «чтобы справедливость восторжествовала». Он «хочет понять, как молодые люди, только что вышедшие из подросткового возраста, смогли совершить такие ужасы», — объяснил AFP его адвокат Механа Муху.
Одна из сестер отца Хамеля, Розелин, также ожидает «правды (…) о недостатке средств», предоставленных «общественным силам для предотвращения этой бойни».
У одного из убийц, Аделя Кермиша, во время нападения был электронный браслет после прерванного отъезда в Сирию.
Разведывательный отдел главного управления полиции Парижа (DRPP) также был замешан, поскольку, согласно статье, опубликованной в 2018 году Mediapart, его следователи за неделю до убийства получили доступ к сообщениям молодого человека в системе зашифрованных сообщений Telegram, где он упоминал о нападении в церкви.